www.timeforhelp.ru

Время помогать!!!

Среда развития ребенка

Одно из условий роста и развития ребенка – формирование вокруг него благоприятной развивающей среды. Что это такое?

Ури Броффенбреннер, автор теории экологии человеческого развития, считает, что развивающая среда включает четыре уровня.

Первый уровень системы – семья. Именно семья формирует личность ребенка. Ребенок будет более уверенным в себе, если семья сплоченная. Если родители используют разные подходы и непоследовательны, то у ребенка будут трудности и в развитии и в построении глубоких отношений с другими людьми. При этом, не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети с их физическими и психическими оказывают влияние на ответную реакцию взрослых.

Покладистый, дружелюбный ребенок – более “удобный”, чаще встречает положительный отклик со стороны взрослых, чем непоседливый, активный, взрывной. А если ребенок с особенностями развития, то случается и так, что родители живут в постоянном напряжении. И это может случиться в одной семье…

Второй уровень – это семья и ближайшее окружение семьи: та среда, в которой происходит непосредственное взаимодействие ребенка. Для маленького ребенка – те, кто живет вместе с ребенком. Чаще всего – его семья и ближайшие родственники. Затем – дети и взрослые из детского сада, школы, училища или ВУЗа и т.д. При этом важность связей между различными системами этого уровня. От отношений родителей друг с другом во многом зависит и отношения между детьми. Дети, у которых надежные отношения с родителями, лучше строят отношения с другими детьми. Успешность ребенка в детском саду или в школе зависит не только от качества занятий, но и от сотрудничества родителей с педагогами. У ребенка могут складываться значимые отношения с педагогами на группе продленного дня или в кружке, что также влияет на успешность ребенка.

Третий уровень – организации. Это работа родителей, организации социального обслуживания и здравоохранения. Условия работы, гибкий график, отпуск родителей в одно время, возможность взять больничный лист по уходу — те факторы, которые способствуют благополучию ребенка в семье. К этой системе можно отнести и родственников, а также дружескую поддержку и поддержку общественных организаций. Чем больше связей семьи на этом уровне, тем больше ресурсов имеется в случае возникновения кризисных ситуаций.

Четвертый уровень — это законодательство, общественные ценности, культурные обычаи, правила и нормы. Именно эта система оказывает наиболее значимую роль на развитие ребенка, потому что оказывает максимальное влияние на все другие уровни. Например, в результатами социальной и демографической политики в государстве может наблюдаться повышение рождаемости, повышение возможностей получения образования, медицинских услуг и т.д.

При этом все уровни взаимно влияют друг на друга. Например, если условия работы матери позволяют уделять достаточно времени и внимания ребенку в свободное время, то это, с одной стороны, способствует развитию ребенка, и, с другой стороны, влияет и на работоспособность самой мамы. Стрессы на работе у отца сказываются на психическом состоянии мамы и, следовательно, влияют на эмоциональное состояние и развитие ребенка.

Наличие рядом значимых взрослых, способных оказать поддержку, помогают справить с трудностями и влияют как на благополучие детей в семье, так и на успешность родителей в их профессиональной деятельности.

Появление еще одного ребенка в семье, развод родителей, переезд существенно меняют экологическую систему.

 

Ребенок сам тоже может влиять на внешнюю среду. Когда дети становятся старше, они переосмысляют полученный опыт, устанавливают новые связи, сами формируют свое окружение. И это влияет и на отношение со взрослыми и на отношения с другими сверстниками. А в дальнейшем может повлиять и на политику в отношении детей.

Когда мы думаем, как мы можем помочь ребенку, можно задать себе следующие вопросы: Какая среда окружения у ребенка? Что я могу сделать, чтобы эта среда окружения улучшилась и стала более стабильной? Какие действия я могу предпринять на разных уровнях?

И, поверьте, даже если улучшение в чем-то одном не приведет к ожидаемым результатам, это даст возможность сделать последующие шаги для улучшения ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

www.timeforhelp.ru © 2017 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.