www.timeforhelp.ru

Время помогать!!!

Как поддержать развитие ребенка в первый год жизни?

Как поддержать развитие ребенка в первый год жизни?

Практически с первых дней жизни поведение ребенка направлено на поиск ответов на вопросы «что это?», «почему?», «где?», «как?». Основные способы получения новых знаний у малыша – наблюдение, общение, подражание взрослым, исследование окружающего мира. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо общаться с ребенком и создавать условия для того, чтобы он мог наблюдать и шаг за шагом исследовать окружающий мир.

Если условия не адекватны потребностям в развитии, например, ребенок все время находится в кроватке или манеже, а взрослые только обеспечивают ему уход, не уделяя времени общению и поддержке развития, то ребенок не сможет активно исследовать окружающий мир. В дальнейшем это может привести к неравномерностям и задержкам в речевом и интеллектуальном развитии. Ограниченность общения с ребенком может привести к трудностям в понимании себя и в установлении доверительных отношений с другими людьми.

Общение

Сразу после рождения, с первых минут жизни малыш пытается установить контакт с человеком, который наклоняется к нему. Постепенно через общение у ребенка формируются от ношения с окружающим его миром и людьми. Многим вещам ребенок может научиться только в общении с взрослым человеком. В общении развивается речь ребенка, формируются правила поведения, и здесь мы говорим не столько о правилах «хорошего тона», сколько о поведении, присущем человеческим существам вообще.

Врожденную способность ребенка и стремление подражать мимике взрослого нужно поддерживать развивать. У детей вызывает огромное удовольствие, когда взрослые начинают повторять за ними какие то звуки или действия, даже самые простые. Ребенок учится, имитируя действия и поведение взрослых. Поэтому в первый год жизни лучше всего использовать способ подражания взрослым. Сначала родители сами повторяют действия или звуки ребенка, внося в них незначительные изменения и дополнения. Так ребенку проще научиться имитировать взрослых. Часто это становится веселой игрой, и они сами не прочь повторить то, что предлагают взрослые.

Постоянное общение способствует формированию надежной привязанности между мамой и ребенком, их взаимопониманию, установлению глубоких отношений. Именно отношения ребенка в раннем возрасте во многом будут определять взаимоотношения и с другими людьми во взрослой жизни.

Быстрее всего ребенок учится в ситуации игры, когда ему интересно и весело. В игре мама или другой значимый взрослый выступает в роли партнера ребенка, поддерживая его инициативу в игре, направляя ее в нужное русло, предлагая что-то новое, что может его заинтересовать и увлечь. Важно быть чувствительным к ребенку, и при этом не быть слишком навязчивым. Важно не переусердствовать. Не стоит становиться учителем или тренером для маленького ребенка. Если взрослый предлагает только следовать инструкциям, а вместо игры обучение превращается в скучный урок, то очень скоро ребенок пере станет испытывать радость от этого процесса и желание продолжать пропадет. Игра – это прежде всего удовольствие и радость.

Наблюдение

Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка с рождения. При рождении зрительная система ребенка еще несовершенна, и развивается она в первые дни и месяцы жизни малыша за счет получаемого ребенком зрительного опыта. Малышу нужно тренировать свою способность фиксировать взгляд на предмете и следить за его движением. Ребенку также очень важно наблюдать за происходящим не только самому, но и вместе с мамой, когда они в процессе общения привлекают внимание друг друга к заинтересовавшим их предметам или явлениям. Наблюдая за окружающим вместе с ребенком, родители могут комментировать то, на что направлено их совместное внимание, объяснять что то или давать свою оценку.

Исследование

Поле для исследования у маленького ребенка может быть огромным. Для того чтобы начать исследовать окружающий мир, в первую очередь нужно исследовать самого себя, собственное тело и то, как оно работает. Например, исследование предметов включает целый набор различных действий. Ребенок пытается приспособить свои руки к захватыванию различных предметов, что необходимо для их изучения. Однако исследование окружающего мира не ограничивается только использованием рук. Ребенок активно исследует предметы ртом, ощупывает, внимательно их рассматривает, трясет и стучит предметами по полу или кроватке.

Самому маленькому ребенку игрушки нужны для того, чтобы познакомить его с богатством ощущений, показать, что игрушки могут быть разными на ощупь, разного цвета, иметь разный запах и температуру, издавать различные звуки, быть легкими или тяжелыми. Особо интересуют ребенка такие игрушки и ситуации, когда его действия вызывают яркий эффект. Например, таким эффектом может быть появление звука, загорание лампочки или выскакивание игрушки из «домика», когда ребенок нажимает на кнопку или тянет за веревочку. Сначала это происходит случайно, когда ребенок задевает рукой игрушку, которая начинает двигаться или издавать звуки. Это привлекает его внимание, и постепенно он начинает понимать, что этот эффект связан с движением его собственных рук. Он также начинает понимать, что разные игрушки реагируют на разные действия. На одну нужно нажимать, другую тянуть, у третьей нужно повернуть ручку. Такие игрушки дают ребенку возможность исследовать не только свойства предметов, но и различные способы действия с ними.

Как и при наблюдении, хорошим помощником в исследовании окружающего мира для малыша является мама или папа. В частности, от них зависит то, что у ребенка будет достаточно возможностей для исследования. На первом году жизни ребенок особенно нуждается в помощи родителей при исследовании окружающего мира. Разумеется, в качестве объектов для исследования выступают не только предметы, но и живые существа, поэтому ребенок изучает не только способы действия с предметами, но и правила, касающиеся поведения и эмоционального отношения.

В данной статье использованы материалы статьи Натальи Барановой в журнале «Раннее вмешательство: вчера, сегодня и завтра» (2007) Подробнее о способах поддержки развития ребенка можно на сайтах, посвященных раннему развитию ребенка. Например, на сайте Института раннего вмешательства в Санкт-Петербурге (eii.ru/infoteka/) размещены тесты KIDS и RSDI, с помощью которых можно определить потребности в особой поддержке развития малыша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

www.timeforhelp.ru © 2017 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.